пятница, 2 апреля 2010 г.

Старинные бисерные сумочки

В пору расцвета бисерного рукоделия разнообразие сюжетов вышивок сочеталось с не меньшим разнообразием украшаемых ими предметов. Так, на даме, отправляющейся на бал могли быть надеты вышитые бисером туфельки, в одной руке она могла держать бисерный порт-буке, а в другой - бисерную сумочку или монетницу. Кроме того, у нее могла быть специальная книжечка для записи партнеров по танцам (карне-де-баль), украшенная вышитыми вставками.


 Бисерные сумочки вошли в моду в Европе еще в 18 веке. Они состояли из четырех вышитых бисером долек с изображением фигур или цветов. Соединенные вместе, дольки образовывали низ сумочки, которая оканчивалась материей, стягивавшейся поверху шнурком. Однако у нас встречаются лишь несколько более поздние варианты сумочек, вошедших в моду в самом конце 18 века во время Великой Французской революции. Они были, как правило, овальной или прямоугольной формы, не имели замка и стягивались сверху длинным шнуром для ношения через руку.

В 20-30 годы у сумочек появляются замки из стали, бронзы или серебра, украшенные обычно богатым орнаментом из цветов, листьев, плодов, бабочек, рогов изобилия. К замку крепилась цепочка, которую держали в руке или прикрепляли к поясу специальным зажимом.
Техники выполнения.

К технике бисерной вышивки прибегали главным образом при изготовлении плоских предметов: настенных панно, плоских сумочек и кошельков, вставок в портмоне, бювары, записные книжки. Когда же нужно было изготовить круглое или объемное изделие, обычно использовали вязание крючком или - гораздо реже - на спицах.
Возраст этих двух видов рукоделия, как ни странно, очень различен: если история вязания на спицах насчитывает несколько тысяч лет, то вязание крючком является относительно молодым видом женских рукоделий. Более или менее достоверные сведения о появлении этой техники относятся к началу 17 века.


Сначала бисер определенных цветов нанизывался на нить по схеме узора, а затем вывязывалось полотно сумочки. В самом вязании не было ничего сложного, когда уже приспособишься. Главное - не сбиться при наборе бисеринок, иначе испортится весь узор. В Германии, где целые области занимались надомным изготовлением бисерных вещей на продажу, существовало разделение труда: мужчины нанизывали бисер на нитку в соответствии с рисунком, а женщины вязали. Естественно, это позволяло значительно увеличить скорость работы.

Вязание крючком.

При вязании крючком использовались простые столбики без накида, при вязании спицами - обычная чулочная вязка или вязка скрещенными петлями. Нитка с нанизанными на нее бисеринками наматывалась на бумажку или на специальную деревянную палочку. В фондах музея европейского прикладного искусства в Далеме (Берлин) хранится заготовка для вязанной сумки или кисета в виде небольшой кисти, состоящей из отдельных нитей с нанизанным на них бисером.

После окончания вязки лицевая и изнаночная сторона меняются местами: сторона, которая была лицевой для вязальщицы, становится изнанкой, а на другой стороне образуется узор из бисера.

Именно с техникой вязания крючком связаны некоторые весьма распространенные типы узоров, украшавших подобные изделия. Так, встречавшаяся на многих салфетках, круглых кошельках и сумочках розетка с закрученными по спирали лепестками имеет своим основанием обычную схему вывязывания крючком круга, когда прибавление столбиков в каждом ряду осуществляется по нескольким радиусам, причем дополнительные столбики располагаются по отношению к предыдущему ряду с некоторым смещением.

Эффект смещения столбиков при вязании крючком приводит к тому, что на чехлах для чубуков, тростей, подсвечников полосы узора идут не прямо, а закручиваются по спирали, что делает рисунок этих изделий значительно интереснее. Напротив, попытка изобразить фигуры или пейзаж при вязании крючком приводит к сильным искажениям замысла: дома, люди, собаки - все "валятся" на одну сторону.
Чубуки в бисерных чехлах
Кроме того, применяя такую технику, очень трудно добиться прямоугольной формы изделия: с течением времени все вещи, вязанные крючком, приобретают форму ромба.

Вязание на спицах.

По сравнению с изделиями, вязанными крючком, вещи, выполненные на спицах (сумочки, монетницы или подушечки для иголок), значительно менее плотны и более эластичны. Подобные изделия гораздо хуже "держат" форму, и этим, возможно, объясняется сравнительно малая популярность этой техники. Тем не менее, вещи, связанные на спицах, имеют и свои достоинства. Из-за большего, чем при вязании крючком расстояния между бисеринками, яркие краски, характерные для бисерных изделий несколько смягчаются, а фон обретает дополнительную "игру" благодаря мягкости формы связанных на спицах предметов. Приглушенность красок и текучесть линий, свойственные вещам, связанным на спицах, вошли в моду в конце 19 века, чем и объясняется увеличение доли вязания на спицах в изделиях того периода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий