среда, 10 марта 2010 г.

А король-то голый! (перепост)


Кого вы встречаете чаще всего в коридорах, за соседними партами, в переходах метро, в клубах, в профайлах и прочих общественных местах? Я - персонажей в больших очках без диоптрий, большинству из которых они категорически не идут, в шарфах неизвестных голландских и норвежских марок, но при этом с сумкой с кричащим LV, на шее с большим агрегатом, то бишь фотоаппаратом, тоненькой сигаретой между пальцев и вообще всем-всем жутко концептуальным. Таков мой портрет псевдоинтеллектуала.

Невозможно не замечать этой новой «прослойки» людей, которые говорят о Годаре с придыханием и о Коэльо с восхищением. На мой взгляд, они появились вследствие так называемой «моды на искусство». Искусство физически стало доступней: открылась чертова куча галерей, фондов культуры, центров современной концептуальной живописи благодаря женам богатых и очень богатых мужчин, которым надоело «маникюриться» и они  с остервенением накинулись на «высокое». Какие-то из этих центров хороши, туда действительно завозят самое достойное из объектов современной культуры, например, что-то из фонда Франсуа Пино или вот, наконец, проводится фестиваль «новых медиа» - документальных фотоэссе с текстом и звуком. Но другие центры выставляют все подряд, разбирайтесь сами. И люди начинают восторгаться. Всем.

Псевдоинтеллектуалы, в отличие от просто интеллектуалов, живут по принципу «не быть, а слыть». Умный человек ищет истину, формирует собственное мнение. Они же используют чужие мысли, чужие выводы, чужие объяснения. Нет, не подумайте, в рецензиях ничего плохого нет. Но все же не надо говорить о фильмах Коэнов и постановках Серебренникова целыми словосочетаниями и предложениями из «Афишы» и журнала «Театрал». Для псевдоинтеллектуалов ум является частью имиджа, и когда кто-либо посягается на этот элемент, то есть начинает спорить, не соглашаться, узнавать фразы из последнего «Esquire», то они начинают очень болезненно реагировать. Интеллектуал бы в этом случае, наоборот, был рад тому, что у всех людей свое аргументированное мнение. Поэтому псевдоинтеллектуалы – это носители и рассадники ярлыков. Общеизвестно, что Тарковский – гениальный режиссер и лучший, по мнению, например, Алексея Германа-старшего. Но псевдоинтеллектуалы все возносят в культ: «Когда мне хорошо – я смотрю Тарковского. Когда плохо – смотрю фон Триера, потом мне становится хорошо, и я опять смотрю Тарковского». Любить немое кино – здорово, но зачем кичиться этим. Им страшно сказать о «Репетиции оркестра» Феллини или о «Горьких слезах Петры фон Кант» Фассбиндера «не понравилось», «не понял», «странно». Речь их наполнена восторженными эпитетами и возгласами «Это гениально!» обо всем, что носит ярлык авторского кино, артхауса, современного искусства, новой драмы. Они ищут глубинный смысл в самом бездарном кино, если о нем кто-то где-то написал, что это «кино не для всех». Когда начинаешь спорить, они кривят рот с выражением «вам просто не дано это понять». Друзья, но ведь штампы – это скучно.

Но мне кажется, что самое главное отличие псевдоинтеллектуалов от настоящих, умных людей в том, что они совершают действия - ходят на выставки, в театр, на кинофестивали какого-нибудь румынского кино 30-х годов - для статуса, а не для себя. Сходить, а потом в компании невзначай сказать: «А вот я вчера ходил…», «А вы разве не слышали?» Другие же люди, скажем, интеллектуалы, этими событиями живут и без них не могут. Любители театра через неделю-две начинают неистово хотеть опять туда, в зрительный зал, чтобы еще раз «умереть» после последней сцены в первом акте в «Войне и мире» в Мастерской Фоменко, когда все актеры поют «Мальбрук в поход собрался» о бесцельном, но трагическом уходе на войну так, что дышать невозможно физически. Любители живописи, по-моему, сошли с ума, когда привезли Пикассо в Пушкинский музей, но их понять можно, хотя бы взглянув на «Жаклин со скрещенными руками».

Неужели у псевдоинтеллектуалов внутри пусто, и душевное дно – без глубины? Думаю, что нет. Ведь некоторые «псевдо» трансформируются в «тру». Для такой эволюции нужно как минимум обладать большим желанием расти, узнавать новое, быть лучше! Просто нужно отбросить ярлыки, условности, согнать спесь с собственной персоны и пыль сомнений; не бояться быть собой, выражать свое мнение, сказать: «И «Амаркорд» мне не понравился!»

Мужества вам, господа.

2 комментария:

  1. и все в точку

    вот только я не очень разделяю мысль автора о том, что такие люди обладают желанием расти и тем более способны "согнать спесь с собственной персоны"... скорее пройдет эта "мода на искусство" и они начнут навешивать ярлыки на что-то другое. имхо

    ОтветитьУдалить